/files/01696/img/здание школы.jpgПрафсаюз - Гарадзечненская сярэдняя школа

Прафсаюз

изображение_viber_2024-04-06_14-34-56-383

Каспер Н.И23.2Председатель первичной профсоюзной органищации
Каспер Наталья Иосифовна

изображение_viber_2024-01-29_20-54-43-181

Курорты

Внимание! Приглашаем председателей первичных профсоюзных организаций на обучающие курсы

изображение_viber_2023-12-12_09-52-30-890

Внимание! Приглашаем председателей первичных профсоюзных организаций на обучающие курсы

14-15 декабря 2023 года в Гродно пройдут областные обучающие курсы «Инновационные инструменты работы в СМИ».

В программе:
круглый стол редакторов ведущих СМИ области;
мастер-класс по созданию трендовых видео;
практика по композиционным особенностям в фотографии;
лайфхаки по ведению социальных сетей и многое другое.

Гродненское областное объединение профсоюзов приглашает председателей первичных профсоюзных организаций стать участниками обучающих курсов и узнать много полезной информации о работе на сайте, в социальных сетях и СМИ.

Отправить заявку на участие можно на электронную почту grodno.org.prof@tut.by с указанием ФИО, должности, места работы и мобильного номера телефона.

свернуть

Федэрацыя прафсаюзаў Беларусі

Белорусский профессиональный союз работников образования и науки

220126, г. Минск, пр-т Победителей, 21, Тел./факс (017) 374-81-39

e-mail: wr@belestu.by;сайт  www.estu.1prof.by;

8-017-374-81-39– Якубович Татьяна Романовна, председатель

8-017-357-89-56 – Ильина Валентина Алексеевна, заместитель председателя 8-017-348-26-47 – Василевич  Оксана Владимировна, заместитель председателя

8-017-375-42-74 - Бунчукова Елена Ивановна, главный бухгалтер 8-017- 270-04-53 - Вербило Елена Владимировна, заведующий отделом

социально-экономической работы

8-017-375-81-34 – Дудко Ольга Анатольевна, заведующий отделом организационной

работы 8-017-324-81-22 – Лесун Марина Леонидовна, главный технический инспектор труда 8-017-243-61-18 – Манюк Лариса Васильевна, главный правовой инспектор труда 8-017-374-80-58 – Кулик Татьяна Анатольевна, заведующий отделом информационной, международной и культурно-массовой работы

 Гродненская областная организация Профсоюза 

     г. Гродно, ул.Советская,4, 230023.

Сайт: www.profobr-grodno.by, e-mail: grodno_edu@mail.ru

8-0152-62-51-14 – Шпак Лела Отаровна, председатель

8-0152 -62-51-17 - Грецкая Наталья Валерьевна, главный правовой инспектор труда 8-0152 -62-51-16 - Венцкович Елена Антоновна, главный технический инспектор

труда

 8-0152-62-51-19 - Сидляревич Людмила Станиславовна, главный бухгалтер 8-0152 -62-51-16 - АбрикосоваТереса Бенедиктовна, заведующий отделом

организационной работы

8-0152 -62-51-18 - Брусницына Ирина Анатольевна, главный специалист

свернуть

Устаў

Прафсаюзнае жыццё

 Символика Белорусского профессионального союза работников образования и науки 

   Символика Федерации профсоюзов Беларуси

 

Первичная профсоюзная организация Государственного учреждения образования "Городечненская средняя школа" -  это коллектив людей с разными  убеждениями, объединившихся для обеспечения своих трудовых прав и социальных гарантий, возможности повышать свою квалификацию и удовлетворять свои профессиональные интересы.

 

Главная цель: защита профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюзной организации, забота об их здоровом образе жизни.

Задачи:

  ​Защита права каждого члена на труд, повышение квалификации,       справедливую и своевременную оплату труда.

   Содействие созданию здоровых, безопасных условий труда, охране      здоровья членов профсоюзной организации.

  Заключение коллективного договора от лица трудового коллектива     школы, регулирующего трудовые и социальные отношения с        нанимателем.

 Осуществление общественного контроля за практической           реализацией признаваемых законом приоритетов в сфере образования и науки, соблюдением законодательства Республики Беларусь.

 Организация досуга и работы по оздоровлению членов профсоюза.

Высшим органом  первичной профсоюзной организации ГУО "Городечненская средняя школа" являются общие собрания членов профсоюза.

П - ПОМОЩЬ, ПОДДЕРЖКА;

Р - РАБОТА, РАВЕНСТВО;

О - ОБЪЕДИНЕНИЕ, ОТДЫХ, ОБУЧЕНИЕ;

Ф - ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ;

С - СОЛИДАРНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ;

О - ОПОРА, ОБМЕН ОПЫТОМ;

Ю - ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ;

З - ЗАЩИТА, ЗАРПЛАТА, ЗАКОННОСТЬ, ЗАБОТА.

свернуть

Нарматыўна-прававая база

 

 ПОЛОЖЕНИЕ о первичной профсоюзной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки

 КОНЦЕПЦИЯ информационной работы БЕЛОРУССКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Правовые основы выборов Президента Республики Беларусь

В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Беларусь Президент избирается на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами (статья 80 Конституции).

Порядок выборов Президента Республики Беларусь определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Назначение выборов

В соответствии с частью первой статьи 56 Избирательного кодекса выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь не позднее чем за 5 месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего Президента.

Последние выборы Президента Республики Беларусь состоялись

11 октября 2015 г.

Согласно части первой статьи 83 Конституции Республики Беларусь Президент вступает в должность после принесения присяги. Принесение присяги состоялось 6 ноября 2015 г.

С учетом указанных требований постановлением Палаты представителей от 8 мая 2020 г. № 76 очередные выборы Президента Республики Беларусь назначены на 9 августа 2020 г.

Голосование

Досрочное голосование:

проводится с 4 по 8 августа 2020 г.;

с 10 до 14 часов, с 16 до 19 часов.

Голосование в день выборов на участке для голосования:

проводится 9 августа 2020 г.;

с 8 до 20 часов.

Голосование в день выборов по месту нахождения избирателя:

проводится 9 августа 2020 г.;

с 8 до 20 часов;

просьба об организации данного вида голосования должна быть подана не позднее 18 часов 9 августа 2020 г.

Каждый избиратель получает бюллетень для голосования и ставит какой-нибудь знак (крестик, галочку) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень для голосования избиратель опускает в опечатанный ящик.

 

Об отдельных актуальных вопросах

Внешняя политика

Внешнеполитическая ситуация вокруг Беларуси

Понимая всю серьезность сложившейся вокруг Беларуси ситуации, обладая богатым историческим опытом, Беларусь не может полагаться только на волю сильных мира сего и оставаться безучастной к мировым и региональным процессам. Беларусь как никто ощущает на себе риски и угрозы нарастающей конфронтации в регионе. Именно поэтому Беларусь в 2015 году обеспечила первую встречу «нормандской четверки» по урегулированию конфликта на Востоке Украины, были подписаны Минские соглашения, которые на сегодняшний день являются единственным действующим механизмом урегулирования конфликта. В Минске на регулярной основе под председательством ОБСЕ проходят заседания трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта в Украине.

На высшем уровне Беларусь озвучила и продвигает на площадках международных организаций конкретные инициативы в сферах снижения конфликтного потенциала в глобальном измерении, нераспространения ядерного вооружения, международной информационной безопасности.

Для Беларуси основной задачей в сфере внешней политики является обеспечение суверенного устойчивого развития, формирование пояса добрососедства, укрепление экономической безопасности.

Взаимоотношения с Российской Федерацией

Основным внешнеполитическим партнером для Беларуси остается Российская Федерация. У этого сотрудничества мощная социальная и экономическая основа.

Между тем, несмотря на положительную динамику развития двустороннего взаимодействия, в последнее время можно сделать вывод о некоторой напряженности наших отношений. Речь идет о различиях в видении интеграции в Союзном государстве. Формирование единого рынка без изъятий и ограничений способно обеспечить стабильное развитие наших стран. Но регулярные торговые споры, даже несмотря на нахождение в Едином экономическом пространстве, подталкивают нас к диверсификации отношений.

В рамках Евразийского экономического союза мы ведем планомерную работу по унификации правил энергетического рынка, устранению барьеров и протекционизма.

Интеграция на постсоветском пространстве проходит сложную проверку кризисом – экономическим и гуманитарным. Посмотрите на Евросоюз, которому больше 50 лет, а там по-прежнему разные подходы и столкновения интересов разных стран.

Взаимоотношения Беларуси с Западом

Мы не меняли своих позиций, не подстраивались под чьи-то лекала, не проводили шоковых реформ, когда нас критиковали и давили санкциями. Мы открыто заявляли, что придет время и сами западные политики осознают бесперспективность давления на Беларусь, будут вынуждены признать наше право на свой путь развития. Так сегодня и происходит. Для нас важно, что суверенитет и независимость выступают ценностью не только для белорусского народа, но и для наших западных партнеров, о чем они каждый раз публично заявляют.

Мы будем двигаться в сторону прагматизации наших отношений с ЕС и США не в ущерб отношениям с Российской Федерацией. Приоритет – экономика, торговля и инвестиции.

Яркий пример – развитие взаимоотношений Беларуси и Швейцарии. В феврале 2020 года было открыто Посольство Швейцарии в Беларуси. Это решение выражает заинтересованность Швейцарии в развитии отношений с Беларусью. Сегодня в стране работает более 100 компаний со швейцарским капиталом.

Примером успешной работы является компания «Штадлер», а также открытие филиала такой известной на мировом рынке компании, как Hess AG. Это крупнейшая швейцарская компания по выпуску троллейбусов и автобусов.

В целом в результате активизации двусторонних отношений растут объемы взаимного товарооборота и торговли услугами, отмечается стабильный приток инвестиций из Швейцарии в белорусскую экономику. Достигнут ряд договоренностей о сотрудничестве в IT-сфере, все больше швейцарских компаний заинтересованы в сотрудничестве с белорусским Парком высоких технологий.

Беларусь – это транзитная страна, которая сегодня фактически является связующим звеном между крупнейшими интеграционными объединениями экономического и военного характера в Евразии. Мы являемся членами Евразийского экономического союза и Организации договора о коллективной безопасности. Одновременно предпринимаем усилия по ускорению развития взаимовыгодного сотрудничества Беларуси со странами Запада.

Взаимоотношения Беларуси с Китаем

Взаимоотношения с КНР являются важнейшим направлением нашей внешней политики. Беларусь – практически единственная страна в регионе, где есть стабильность и нет каких-то территориальных, этнических, религиозных конфликтов, что создает прочную основу для сотрудничества двух стран.

Мы научились работать с китайскими партнерами. Яркий  пример – кратное увеличение поставок нашей сельхозпродукции в Китай, успешное функционирование крупнейшего за пределами Китая индустриального парка «Великий камень». Как неоднократно отмечал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, «Великий камень» – это «жемчужина Экономического пояса Шелкового пути».

Взаимоотношения Беларуси с Украиной

Мы соседи и поэтому всегда готовы подставить плечо. Мы и дальше будем придерживаться позиции по обеспечению всего от нас зависящего, чтобы в Украине был мир, и развивать сотрудничество с этой страной.

Двустороннее белорусско-украинское сотрудничество – это регулярный диалог глав государств, взаимодействие правительств и содержательные межотраслевые контакты. На форумах регионов Беларуси и Украины, которые прошли в Гомеле и Житомире в 2018 и 2019 годах, достигнуты договоренности о выстраивании взаимовыгодного сотрудничества в политической и культурно-гуманитарной сферах, областях промышленности, сельского хозяйства, энергетики и нефтехимии, транспорта и логистики.

 

Медицина

Почему в Беларуси была выбрана отличная от других стран стратегия борьбы с коронавирусом? К каким результатам она привела?

Каждое государство применяет ту стратегию борьбы с распространением инфекционных заболеваний, которая является для него наиболее эффективной, соответствует возможностям системы здравоохранения, состоянию экономики, уровню охвата заболеванием населения. Мы выработали оптимальный вариант для Беларуси, который позволил не закрывать людей на жесткий карантин и не останавливать работу предприятий. В результате граждане не были лишены главного – возможности зарабатывать.

Кстати, сейчас, как мы видим, карантинные меры постепенно снимаются во всех странах – США, России, Европе, хотя уровни заболеваемости и смертности порой достаточно высоки.

В нашей стране реализован целый комплекс мероприятий по борьбе с распространением СОVID-19. По решению Президента в нашу страну были приглашены авторитетные независимые эксперты Всемирной организации здравоохранения. Беларусь стала единственной страной, высший руководитель которой пригласил экспертов ВОЗ.

По результатам этой миссии Всемирная организация здравоохранения в целом одобрила наши подходы, отметила системную организацию эпидемического надзора в стране. ВОЗ высоко оценила усилия Беларуси по отслеживанию контактов и изоляции больных, разграничению пациентов в клиниках и больницах, их лечению, организации оперативного производства средств индивидуальной защиты.

Предвидя рост числа заболевших, в Беларуси перепрофилировали под лечение коронавирусных больных ряд клиник, сохранив при этом возможность лечить и другие болезни, которыми страдают наши граждане. Это стало возможным благодаря принятому стратегически правильному решению о сохранении коечного фонда организаций здравоохранения, который у нас составляет 10,5 больничной койки на 1 тыс. населения. Для сравнения: Россия – 8,2, Украина – 7,4, Польша – 6,5, Франция – 6,4, Бельгия – 6,2, Казахстан – 6,1, Армения – 4,2, Швеция – 2,5 койки на 1 тыс. населения.

Для диагностики СОVID-19 используются свыше 100 аппаратов компьютерной томографии, более 2 тыс. рентген-аппаратов. Для пациентов в критическом состоянии имеется 2500 аппаратов ИВЛ.

По состоянию на 1 мая 2020 г. в Беларуси на 1 млн населения проведено 36 тыс. тестов, в то время как в Казахстане – 27 тыс., Франции – 21 тыс., Швеции – 18 тыс., Нидерландах – 17 тыс., Польше и Румынии – по 16 тыс., Украине и Молдове – по 5 тыс. тестов на 1 млн населения.

Особое внимание уделено людям старшего возраста, минимизации их контактов. Все одиноко проживающие пожилые люди, инвалиды взяты на персональный контроль. Всем им организована доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, лекарств. К этой работе подключены социальные службы, различные общественные, молодежные организации, волонтеры, почтальоны. Важно отметить, что такие услуги оказываются бесплатно для населения.

Меры профилактики вводятся и соблюдаются на разных уровнях: многие компании работают дистанционно, сотрудников с симптомами заболеваний (кашель, температура) отправляют домой на больничный, в поликлиниках разграничены потоки людей (с симптомами и без), в магазинах кассиры и продавцы работают в масках и перчатках, сделана разграничительная разметка и т.д.

Главная и самая сложная задача государства и системы здравоохранения – лечение заболевших. Основной же показатель – спасенные жизни. И здесь мы сделали все, что могли, спасли не одну тысячу людей. Это стало главным в нашей работе в период пандемии.

Однако и сами врачи в этот период нуждаются в поддержке. Поэтому в начале апреля Федерация профсоюзов создала профсоюзный страховой фонд для оказания материальной помощи работникам учреждений здравоохранения, которые работают с больными коронавирусом и сами заболели. Он формируется за счет солидарных отчислений ФПБ, всех отраслевых профсоюзов и добровольных пожертвований граждан. На начало июля в него поступило более 2 млн 200 тысяч рублей. И уже на сегодняшний день материальная помощь врачам оказана на сумму порядка 1,5 млн рублей.

 

Беларусь: цифры и факты

Место в международных рейтингах

 

1

В рейтинге благосостояния стран мира (Legatum Global Prosperity, 2019 г.) Беларусь занимает 1-е место в мире среди 167 стран по целому ряду субиндексов:

террористическая безопасность;

надежность электроснабжения, доступ к электричеству;

отсутствие экстремальной бедности, недоедания;

доступ к мобильной сети;

уровень охвата населения медицинской помощью;

национальные скрининговые программы (профилактические медицинские мероприятия);

завершенность неполного среднего и высшего образования;

долгосрочное управление лесным хозяйством.

6

В рейтинге благосостояния стран мира (Legatum Global Prosperity, 2019 г.) Беларусь занимает 6-е место в мире по следующим субиндексам:

защита рабочего места женщин, образование и семейные права;

материнская смертность.

13

В рейтинге благосостояния стран мира (Legatum Global Prosperity, 2019 г.) Беларусь занимает 13-е место в мире по субиндексу «Международная пропускная способность Интернета».

16

В рейтинге по Индексу развития человеческого потенциала (Программа развития ООН, 2019 г.) Беларусь занимает 16-е место в мире по соотношению количества врачей и численности населения – 40,8 чел. на 10 тыс. населения.

32

По Индексу развития информационно-коммуникационных технологий (Международный союз электросвязи, 2018 г.) Беларусь занимает 32-е место в рейтинге. Республика опережает Россию и Казахстан, не уступает таким странам, как Италия, Португалия и Чехия.

38

В рейтинге по уровню развития электронного правительства (ООН, 2018 г.) Беларусь занимает 38-е место. В 2018 году страна впервые вошла в топ-40 стран с очень высоким индексом развития электронного правительства.

50

По оценкам ПРООН, на декабрь 2019 г. по Индексу человеческого развития Республика Беларусь занимает 50-е место в мире. Это один из лучших показателей

для стран СНГ.

49

По оценкам Всемирного банка, Республика Беларусь занимает 49-е место из 190 исследованных стран по легкости ведения бизнеса.

85

В ежегодном исследовании, проводимом под эгидой ООН в 191 стране мира, в рейтинге стран по уровню продолжительности жизни Республика Беларусь заняла     85-ю позицию.

75,3%

населения пользуются персональным компьютером.

82,8%

населения пользуются сетью Интернет.

97,4%

населения пользуются сотовой связью.

Реальный сектор экономики

0,3%

уровень зарегистрированной безработицы.

48,8%

удельный вес сферы услуг в ВВП.

51%

доля субъектов МСП в экспорте товаров Республики Беларусь (2018 год).

28,8%

доля субъектов МСП в валовой добавленной стоимости (2018 год).

86,4%

уровень «выживаемости» предприятий через один год (2018 год).

1/5

ОАО «Беларуськалий» является одним из крупнейших производителей и экспортеров калийных удобрений в мире. По данным Международной ассоциации удобрений, на его долю приходится 1/5 мирового объема производства калийных удобрений.

2

Беларусь занимает 2-е место в мире по производству калийных удобрений.

8

ОАО «Минский тракторный завод» входит в число 8 крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире. Предприятие разрабатывает и изготавливает колесные и гусеничные тракторы, мотоблоки, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса.

1/10

Каждый 10-й колесный трактор в мире – белорусского производства.

30%

Более 30% мирового рынка карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности производится компанией ОАО «БЕЛАЗ», крупнейшим мировым производителем карьерных самосвалов и транспортного оборудования для горнодобывающей и строительной промышленности.

46

В 2019 году Беларусь заняла 46-е место в мире из       150 стран по индексу промышленной конкурентоспособности.

1

Беларусь входит в число 7 ведущих производителей картофеля в мире и занимает 1-е место по его производству на душу населения.

14

Беларусь находится на 14-м месте из 190 стран мира по условиям регистрации собственности согласно исследованию Всемирного банка «Doing Business 2020»

138

Беларусь вошла в число наиболее безопасных стран с точки зрения террористических атак, она заняла 138-е место из 138 возможных в соответствии с Глобальным индексом терроризма-2019.

В

Суверенный кредитный рейтинг Беларуси по обязательствам в иностранной валюте уровня «В» (прогноз стабильный) Standard & Poor’s и Fitch Rarings.

26

Беларусь занимает 26-е место среди 234 стран мира по количеству заключенных двусторонних инвестиционных соглашений (данные UNCTAD).

100000000

Каждый год около 100 млн тонн европейских грузов транспортируется через Республику Беларусь.

Здравоохранение

1

По данным Всемирной организации здравоохранения, в рейтинге 2019 года доступа населения к медицинским услугам Беларусь заняла 1-е место в мире вместе с Брунеем и Канадой.

3

В рейтинге по индексу развития человеческого потенциала (Программа развития ООН, 2019 г.) Беларусь занимает 3-е место в мире по количеству мест в больницах на 10 тыс. населения (110 больничных коек на 10 тыс. населения).

76

76 пунктов из 100 возможных составляет Индекс охвата основными медицинскими услугами здравоохранения ВОЗ. Это выше, чем в России (74), и сопоставимо со странами ЕС (81).

25

Беларусь занимает 25-ю позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран.

50

Беларусь входит в число 50 лучших стран мира по ведению беременности, организации родов квалифицированным медицинским персоналом.

2,4

Младенческая смертность – 2,4 промилле, это один из самых низких показателей в Европе.

150 000

150 000 иностранных пациентов более чем из 100 стран мира ежегодно приезжают в нашу страну на лечение и оздоровление.

Образование

32

Беларусь имеет 32-е место (среди 167 стран) по компоненту «образование» Индекса процветания-2019 (публикуемого британским аналитическим центром The Legatum Institute).

8

Согласно рейтингу ЮНЕСКО, Беларусь занимает 8-е место с 99,7% грамотных людей среди взрослого населения.

500

Белорусский государственный университет впервые вошел в топ-500 Мирового вебометрического рейтинга университетов Webometrics Ranking of World Universities, заняв 2-е место среди университетов СНГ.

9

В рейтинге благосостояния стран мира (Legatum Global Prosperity, 2019 г.) Беларусь занимает 9-е место в мире по субиндексу «Охват дошкольным образованием».

Высокие технологии

818

Сегодня резидентами Парка высоких технологий, которые занимаются разработкой программных продуктов и предоставлением IТ-услуг, являются

818 компаний, в которых работает более 61 тыс. человек.

193

Пользователи в 193 странах мира используют мобильные приложения, разработанные компаниями – резидентами Парка высоких технологий.

1000000000

Около 1 миллиарда человек используют мобильные приложения, разработанные резидентами Парка высоких технологий.

1000000000

Более 1 миллиарда зарегистрированных пользователей используют одно из самых популярных в мире приложений для общения через Интернет – Viber, в разработке которого приняли участие белорусские специалисты IТ-сферы.

16 000

Около 16 000 молодых специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий ежегодно выпускают учреждения высшего образования страны.

67

Компании из 67 стран мира являются заказчиками Парка высоких технологий.

5

Пять из десяти крупнейших мировых корпораций (согласно рейтингам Forbes) являются заказчиками Парка высоких технологий.

6

Шесть компаний-резидентов ПВТ входят в рейтинг

100 лучших аутсорсинговых компаний мира – The Global Outsourcing 100 – по версии Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга. В топ-100 2018 года вошли компании из ПВТ: Bell Integrator, EPAM System, IBA Group, Itransition, Ciklumи Artezio.

10

10 белорусских IТ-компаний включены в список Software 500 (рейтинг крупнейших мировых поставщиков ПО и услуг).

Основные инициативы ФПБ в нормотворческой деятельности

I. Президентом Республики Беларусь было поддержано предложение ФПБ о включении в План подготовки законопроектов на 2017 год Федерации профсоюзов как наиболее представительной организации, защищающей интересы работников, в число разработчиков проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2016 г. № 520).

В рамках работы над проектом Закона Федерацией профсоюзов были внесены и благодаря поддержке Главы государства учтены предложения по:

1) новой редакции статьи 365 ТК, которая предусматривает изменение порядка и условий распространения действия коллективного договора на работников, от имени которых он не заключался. Этот вопрос неоднократно поднимался членами профсоюзов, и на VII Съезде ФПБ Президентом было озвучено его мнение о том, что, если человек хочет пользоваться благами коллективных переговоров, работы, плодами работы профсоюзной организации, нанимателей, – он должен солидарно участвовать в этом и нести ответственность;

2) исключению из понятия «реальный ущерб» штрафов, которые налагались на нанимателя и потом взыскивались с работника в суде, что позволило исключить негативную практику возмещения за счет работников сумм штрафов, которые были наложены контролирующими органами непосредственно на юридических лиц. Размеры штрафов, взыскиваемых с работников в виде причиненного ущерба, измерялись десятками тысяч рублей. Фактически работник становился обязанным выплачивать такие суммы годами, а если он оставлял работу и уходил на пенсию, задолженность взыскивалась с пенсии, безусловно, страдали и члены его семьи;

3) ограничению материальной ответственности работников, независимо от вида заключенного с ними трудового договора. Ранее те, кто работал по контракту, несли полную материальную ответственность. Теперь с учетом внесенных изменений в ТК к работнику может быть применена ограниченная материальная ответственность, если это предусмотрено в коллективном договоре;

4) установлению механизма продления контрактов с добросовестными работниками (не допускающими нарушений трудовой, исполнительской и производственно-технологической дисциплины). Если стороны решили продолжить трудовые отношения, то продление контракта в пределах пятилетнего срока его действия с добросовестным работником осуществляется на максимальный срок. По истечении контракта – новый контракт с добросовестными работниками подписывается на срок не менее трех лет или же заключается трудовой договор на неопределенный срок;

5) сохранению срока предупреждения работника об изменении существенных условий труда не менее чем за один месяц (изначально законопроектом предусматривалось 7 календарных дней);

6) сохранению права профсоюза на обсуждение содержания контракта работника – члена профсоюза с участием представителя соответствующего профсоюза. Данная норма направлена на то, чтобы не допустить ущемления прав работника за счет невключения в контракт гарантий, предоставленных работнику законодательством, коллективным договором;

7) закреплению права за пенсионерами, которые потребовали расторжения контракта по причине виновных действий нанимателя, на получение компенсации в размере трех среднемесячных заработков. Ранее им, в отличие от других категорий работников, в этом праве было отказано.

II. Также Главой государства поддержано предложение ФПБ о повышении роли Национального совета по трудовым и социальным вопросам и ответственности сторон социального партнерства при невыполнении положений Генерального соглашения (изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь»). Определены действия Национального совета в случае, если одна из сторон полагает, что Генеральное соглашение не выполняется в полном объеме, а также в случае подтверждения фактов невыполнения Генерального соглашения.

III. При поддержке Главы государства решен вопрос о включении в стаж работы для назначения трудовых пенсий периодов отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста трех лет, женщинам, родившим четверых детей. Соответствующий Указ подписан Президентом Республики Беларусь. Дополнительные пенсионные гарантии для многодетных матерей вступают в силу с 1 января 2021 г.

В 2019 году по инициативе Федерации профсоюзов на всех уровнях неоднократно рассматривался вопрос сохранения работникам, занятым в особых условиях труда (трактористы-машинисты, доярки, работники текстильного производства, водители городского пассажирского транспорта и др.), права на досрочную пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Данный вопрос был также решен при поддержке Главы государства.

 

Основные социально-экономические показатели

Республики Беларусь

 

Республика Беларусь – экспортно ориентированное государство с развитой промышленностью, сектором услуг и сельским хозяйством. Беларусь придерживается модели социально ориентированной рыночной экономики, которая доказала свою состоятельность и эффективность.

По сравнению с другими странами Беларусь в достаточно короткие сроки смогла минимизировать свои потери в экономике, связанные с пандемией. За I квартал ВВП в Украине упал на более чем 2%, Франции – 5,4%, Германии – 2,3%, Японии – на 2,2%. А за этими цифрами – потери миллионов рабочих мест, колоссальное снижение заработной платы. В Беларуси за это же время – только минус 0,3%.

В Республике Беларусь среди стран СНГ и Европы самый высокий уровень занятости населения. Согласно последним статистическим данным, в экономике страны занято более 67% жителей от общего количества населения (в Российской Федерации – 65,5%, Казахстане – 66,3%, Польше – 53,7%, Литве – 56,3%).

По итогам работы за 2019 год среди стран СНГ Республика Беларусь по темпу роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы (113,3%) опередила Российскую Федерацию (107,5%), Армению (105,8%), Таджикистан (107,9%) и др.

В Республике Беларусь минимальный размер оплаты труда в феврале 2020 г. составил 375 рублей, или 35,5% от уровня средней заработной платы по стране. Для сравнения: в Кыргызстане это соотношение составляет 10,8%, Казахстане – 21,4%, России – 25,7%, Таджикистане – 29,7%.

Важен не только уровень заработной платы, но и количество и качество услуг, которые население в действительности может за нее получить.

Так, мировой рейтинг потребительских цен и уровня жизни позволяет оценить, в каких странах приходится больше всего платить за услуги ЖКХ (ежемесячная плата за электричество, газ, воду и др.).

Государства Западной и Восточной Европы занимают почти все строчки первой десятки мирового рейтинга. На первом месте находится Германия. Здесь содержание стандартной квартиры обойдется в 247 долларов США. Самая дорогая электроэнергия в Берлине, ее стоимость составляет около 0,3 евро за 1 кВт. За воду в Германии платят до 2,7 евро/куб. м – это самый высокий показатель в Европе.

Почти вровень с Германией идут Словения и Австрия. У этих стран ежемесячная плата за ЖКХ составляет более 220 долларов США. А в Латвии и Эстонии коммунальные услуги населению обходятся порядка 200 долларов США в месяц. При этом платеж за жилищно-коммунальные услуги в расходах домохозяйств европейских стран, в частности ближайших к нам Литвы и Польши, составляет 20 – 30%.

Для сравнения ежемесячная стоимость коммунальных услуг в Беларуси в соответствии с мировым рейтингом составляет порядка 50 долларов США. Среднестатистический белорус сейчас платит за коммуналку около 10% от своего дохода.

Социально-страховая модель (Германия, Франция, Нидерланды, Австрия и др.), в отличие от бюджетной, финансируется не из налогов, а из взносов работодателей и работников на медицинское страхование. Так, в Германии 90% населения охвачены национальной системой обязательного медицинского страхования, основными источниками финансирования которого являются взносы работодателей и наемных работников в размере 15,5% от дохода застрахованного.

В Беларуси сохранены государственные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, что позволяет нашей стране находиться в пятерке лидеров в мире по уровню доступности медицинской помощи. Особое внимание уделяется и поддержанию высокого уровня образования. Так, по уровню государственных расходов на образование (4,6%) и здравоохранение (4,0%) к ВВП наша страна опережает Российскую Федерацию (порядка 3,5% на образование и 3,2% на здравоохранение), Казахстан (порядка 3,2% на образование и 1,9% на здравоохранение).

Согласно последним статистическим данным, среди стран СНГ в Республике Беларусь отмечается самый низкий коэффициент младенческой (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на

1000 родившихся живыми) и детской смертности (число детей, умерших в возрасте до 5 лет, на 1000 родившихся живыми) – 3,2% и 3,9% соответственно (в Казахстане – 7,9% и 10,2%, Польше – 4,0% и 4,7%, Литве – 3,4% и 4,3%, Латвии – 3,6% и 4,2%).

 

Развитие экономики Республики Беларусь

Республика Беларусь – это государство с динамично развивающейся экономикой.

За продовольственную безопасность страны отвечает агропромышленный комплекс республики. В своем развитии к настоящему времени он прошел пять этапов, каждый из которых реализовывался на основе целевых госпрограмм.

К 2000 году в стране реорганизовано 212 колхозов в коллективно-долевые сельскохозяйственные предприятия, акционерные общества, агрофирмы и другие формирования.

К 2000 году почти удвоились по сравнению с 1995 годом объемы внесения минеральных удобрений. Расширились посевные площади интенсивных зерновых культур (пшеница и тритикале). В 2,7 раза увеличились посевы кукурузы на силос. Обозначился подъем животноводческой отрасли. Выросли объемы реализации мяса свиней и птицы.

К концу 2010 года в аграрном комплексе была сформирована современная инфраструктура. Наиболее результативной оказалась Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы, которой было намечено создать устойчивую аграрную экономику развитого государства, гарантирующую продовольственную безопасность, а также обеспечивающую существенный вклад аграрного сектора в экспортный потенциал Беларуси. В каждом районе страны возведены современные молочно-товарные фермы на 500–1100 голов коров каждая. Реконструировано и технически переоснащено

1117 молочно-товарных ферм, 184 комплекса по выращиванию и откорму свиней и крупного рогатого скота, 60 птицефабрик. Продолжила развитие практика поставки наиболее сложной энергонасыщенной техники на лизинговой основе.

Реализованные меры позволили достичь всех намеченных в программе позиций. В частности, объем валовой продукции в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличен на 52,7%. Агропромышленный комплекс страны в полной мере обеспечил достойный внутренний продовольственный рынок, расширил экспорт почти всех видов сельхозпродукции, производимой в своих природных условиях.

Беларусь стала не только самодостаточной в продовольственном отношении, но и экспортно ориентированной страной. Доля экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в общем объеме экспорта товаров из года в год увеличивается и достигла 17%.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций обнародовала данные, согласно которым наша страна находится на 8-м месте в мире по экспорту молока, а также входит в двадцатку стран – экспортеров мяса, сахара, масла рапсового и льноволокна.

Высокие результаты показывает машиностроительная отрасль. Среди наиболее успешных предприятий страны – ОАО «ИНТЕГРАЛ», «БелОМО», ОАО «БМЗ», «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», ОАО «Гомсельмаш», Минский моторный завод, ОАО «АМКОДОР», научно-производственный холдинг точного машиностроения «Планар».

Проводится планомерная работа по освоению широкого спектра инновационной, востребованной на мировом рынке продукции.

ОАО «МАЗ» выпустило свой первый электробус, который уже вызвал интерес на зарубежном рынке. Его поставки планируются в Узбекистан и Грузию.

Яркий пример успешно развивающегося предприятия – «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ». Выпуская уникальную продукцию, он покрывает треть мирового рынка большегрузных карьерных самосвалов. На предприятии трудятся 11 тысяч работников. Их средняя заработная плата составляет 1400 рублей. «БЕЛАЗ» признан одним из самых высокотехнологичных предприятий в мире. Сейчас здесь ведется работа по выпуску самосвала грузоподъемностью 550 тонн. К слову, его предшественник       450-тонник дважды попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Ведется работа по модернизации предприятий легкой промышленности. Общие инвестиционные затраты, включая запланированные к реализации инвестиционные проекты организациями, входящими в состав концерна «Беллегпром»               с 2016 по 2020 годы, составят 4927,07 млрд рублей.

Одним из основных возобновляемых природных ресурсов и важнейших национальных богатств страны является лес.

По ряду показателей, характеризующих лесной фонд, Беларусь входит в первую десятку лесных государств Европы.

За 25 последних лет средний возраст насаждений увеличился с 44 до 56 лет.

На сегодняшний день в Беларуси на душу населения приходится около 1 гектара леса и около 200 куб. м древесины на корню.

Причем ежегодно в Беларуси прирастает 30 млн кубометров древесины.

Одним из приоритетных направлений лесного хозяйства на современном этапе стало вложение инвестиций в техническое перевооружение деревообрабатывающих производств, которые обеспечивают увеличение объемов производства и эффективности использования лесосырьевых ресурсов.

Объемы выпуска продукции деревообрабатывающих производств за 5 последних лет увеличились в 6 раз.

В настоящее время в системе Минлесхоза осуществляет деревообрабатывающую деятельность 88 производств.

Концерн «Беллесбумпром» объединяет наиболее крупные деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия республики, которые выпускают широкий ассортимент продукции. Это древесные плиты (ЛДСП, МДФ), мебель, фанера, целлюлоза, бумага, картон и многое другое.

За счет ввода в эксплуатацию модернизированных деревообрабатывающих комплексов значительно расширились возможности производителей мебели. Предприятия из собственных древесных плит начали выпускать востребованную продукцию и почти 65% из всей производимой ими мебели экспортируется на внешний рынок.

Полный цикл работ, связанных с разведкой, добычей, транспортировкой и переработкой нефти, реализацией нефтепродуктов, включает в себя деятельность концерна «Белнефтехим». Кроме того, предприятия концерна производят свыше 500 видов нефтехимической и химической продукции: минеральные удобрения, химические волокна и нити, стеклоткани, шины, лакокрасочные материалы, пластмассу.

Предприятия концерна стали важнейшей экономической опорой государства, донором бюджета и гарантом выполнения задач социальной политики республики.

Крупнейшее объединение организаций в январе – апреле

2020 г. обеспечило 15% объема промышленной продукции Республики Беларусь и республиканского экспорта товаров.

За последние 20 лет объем производства продукции увеличен в долларовом эквиваленте практически в 5 раз. Выручка от реализации продукции выросла почти в 7 раз – до 17,7 млрд долларов США в 2019 году. Благодаря принимаемым мерам по обеспечению эффективной работы нефтехимического комплекса, выручка на одного работника за данный период увеличилась более чем в 8 раз (с 29 до 243 тыс. долларов США).

В настоящее время осуществляются экспортно-импортные операции со 111 странами мира.

Среди всех государств мира Беларусь выделяется своей социальной направленностью. Это одна из немногих стран постсоветского пространства, да и стран Европейского региона, где сохранена и адаптирована к ее социально-экономическим условиям бюджетная система финансирования здравоохранения.

На обеспечение системы здравоохранения из государственного бюджета выделяются средства в пределах 4% ВВП, что соответствует пороговому значению индикатора социальной безопасности страны, рекомендованного ВОЗ и предусмотренного Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.

Показатель обеспеченности медицинскими сестрами в Республике Беларусь в 2019 году составлял 134,4 на 10 тыс. населения, что значительно выше аналогичного показателя в странах ЕС (86,8) и СНГ (62,0).

Согласно ежегодному рейтингу эффективности национальных систем здравоохранения авторитетного американского агентства Bloomberg, на основании данных ВОЗ и Всемирного банка,

в 2018 году Республика Беларусь заняла 49-е место, опережая США и Российскую Федерацию.

Беларусь, занимая 53-ю позицию в рейтинге 188 государств по Индексу человеческого развития, входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Ожидаемая продолжительность жизни возросла с 70,4 в 2010 году до 74,5 года в 2019 году.

Визитной карточкой здравоохранения республики является организация медицинской помощи матерям и детям и развитие высоких технологий в здравоохранении.

По количеству трансплантаций органов на 1 млн населения Беларусь является лидером не только на постсоветском пространстве, но и опережает многие европейские государства. В стране выполняется 50 трансплантаций на 1 млн населения (в среднем по Европе – 55,9, России – 10,1, Украине – 3,2). Обычной практикой стали операции по трансплантации печени и сердца.

В международном рейтинге по Индексу развития человеческого потенциала по показателям в сфере образования Республика Беларусь занимает позиции в группе 30 наиболее развитых стран мира.

По международному исследованию PISA, среди 79 стран, участвовавших в 2018 году в исследовании, Республика Беларусь заняла по читательской грамотности 36-е место, по математической грамотности – 38-е, по естественнонаучной грамотности – 37-е место.

Обеспечивается возможность получения образования

166,2 тыс. человек с особенностями психофизического развития, в том числе 13,2 тыс. лиц с инвалидностью. Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью – 99,9%.

Обеспечена деятельность совета специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Банк данных фонда содержит информацию о 6 тыс. человек.

В 2017 году из бюджета страны на образование было направлено 4,73% от внутреннего валового продукта, в 2019 году эта цифра составила уже 4,86%.

Главой государства определен стратегический курс построения IT-страны.

Удельный вес валовой добавленной стоимости секции «Информация и связь» в общем объеме ВВП страны увеличился с 1,5% в 1995 году до 6,2% в 2019‑м.

За период с 1995 года построена мощная современная инфраструктура сетей связи.

Количество абонентов стационарной связи на 100 жителей составляет: Беларусь – 47,49; Израиль – 38,18; Австрия – 42,43; Азербайджан – 16,90; Швеция – 34,10; Россия – 20,66; Бельгия – 35,76; Венгрия – 31,08; Казахстан – 18,29; Польша – 17,34; Швейцария – 38,74; Украина – 14,39; Литва – 15,25; Латвия – 13,8.

Стоимость услуг местной телефонной связи в Беларуси           в 2–3 раза ниже, чем в странах – участницах ЕАЭС (Россия, Казахстан, Армения) и некоторых других странах СНГ (Украина, Молдова). Например, в Беларуси стоимость 1 минуты телефонного соединения в 3 раза ниже, чем в России и Молдове, и в 6 раз ниже, чем в Казахстане и Украине. При этом абонентская плата в 2 раза ниже, чем в России и Казахстане, и в 1,5 раза ниже, чем в Украине и Армении.

Количество абонентов мобильной подвижной электросвязи на

1 января 2020 г. составило 11,6 млн (при численности населения страны 9,45 млн человек). Уровень проникновения услуг мобильной связи составляет 122,9 абонента на 100 жителей.

По оценке Международного союза электросвязи, Беларусь занимает 24‑ю позицию по количеству пользователей широкополосного доступа в мире.

Все учреждения образования и здравоохранения в Беларуси имеют широкополосный доступ в сеть Интернет.

Беларусь находится на 38-м месте в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства. В рейтинге представлены 193 страны. Беларусь впервые вошла в топ-40 государств с очень высоким индексом развития электронного правительства.

По индексу развития ИКТ Беларусь сейчас занимает 32-е место из 190 стран мира, в 2011 году у нашей страны было          52-е место.

Банковская система Беларуси представляет собой принятую в международной практике двухуровневую систему, состоящую из центрального банка – Национального банка Республики Беларусь и коммерческих банков второго уровня.

Основной целью деятельности Национального банка является поддержание ценовой стабильности, что означает обеспечение устойчиво низкого уровня инфляции.

Банковско-финансовая система Республики Беларусь устойчиво развивается. Так, в 1991 году, с началом ее строительства, суммарный акционерный капитал белорусских банков составлял по рыночному курсу всего 5 млн долларов США, к концу 1994 года – около 100 млн долларов США. В президентской Беларуси начался процесс консолидации и наращивания банковского капитала. В итоге за 25 лет к 2019 году собственный капитал банков достиг 5 млрд долларов США. Значительный вклад в его рост внесли зарубежные инвесторы – из 24 действующих в Республике Беларусь банков в 20 присутствует иностранный капитал из 12 государств: России, Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Польши, Кипра, ОАЭ, Ирана, Ливана, Казахстана, Грузии.

Сохранность вкладов в банковской системе Республики Беларусь гарантируется государством.

В марте – мае 2020 г. белорусские банки предоставили «кредитные каникулы» более чем 6 тыс. клиентов на сумму около

2 млрд рублей. Из них около 2,8 тыс. – это юридические лица,

3,3 тыс. – физические лица. Так, только крупнейший банк страны – ОАО «АСБ «Беларусбанк» – удовлетворил около 90% просьб клиентов из сферы малого и среднего бизнеса о реструктуризации и рассрочке кредитов.

Ядром топливно-энергетического комплекса страны является электроэнергетика. Это одна из ведущих отраслей экономики в целом, здесь сосредоточен высокий уровень технического и инженерного потенциала Беларуси.

В будущем значительную часть топливно-энергетического комплекса в республике займет атомная энергетика. В 2008 году было принято решение о строительстве в стране собственной атомной электростанции мощностью до 2000 МВт, что позволит снизить себестоимость производимой электроэнергии – до 20%.

Газоснабжение республики, добыча торфа и производство торфяной продукции осуществляется ГПО «Белтопгаз».

За 2015–2019 годы отчетливо проявились положительные тенденции динамичного развития торфяной промышленности. Объем производства продукции топливного назначения в 2019 году вырос в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем

в 2015 году, нетопливного назначения – в 1,3 раза.

Ряд торфобрикетных заводов объединения освоил выпуск нового вида продукции – топливной сушенки, весьма востребованной цементными заводами страны для замещения импортируемых природного газа и каменного угля при производстве строительных материалов.

Беларусь – важнейшая транспортная артерия евразийского пространства. Ежегодно через территорию страны следует свыше 100 млн тонн европейских грузов, из них около 90% – между Российской Федерацией и ЕС. При этом республика в полной мере обеспечивает оперативность и безопасность транзита. Транспортные услуги оказываются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами транспорта.

Транспортная отрасль производит 5,9% валового внутреннего продукта республики. На транспортные услуги приходится 45,8% общего объема экспорта услуг, 52,5% положительного сальдо внешней торговли услугами.

Завершена реализация масштабного инвестиционного проекта по обновлению парка воздушных судов ОАО «Авиакомпания «Белавиа».

Начата реализация инвестиционного проекта по реконструкции аэродрома в Орше. В ноябре 2020 г. данный объект планируется завершить.

С 2016 по 2019 годы реконструировано и построено 358,5 км дорог. Их протяженность с повышенным скоростным режимом составляет 1539,9 км. На дорогах Беларуси функционируют

1915 объектов придорожного сервиса.

Развитие транспортной отрасли тесно связано с развитием логистической системы Республики Беларусь. В настоящее время в стране функционируют 60 логистических центров.

Строительный комплекс страны относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных и экономических задач развития всей экономики республики.

В 2019 году введено в строй 4,1 млн кв. метров жилья. Вклад строительства в ВВП в 2019 году составил 5,6%.

Для сравнения: удельный вес строительства в структуре ВВП в странах ЕС составляет 3–5%, странах Балтии, России, Казахстане 6–7 %.

В отрасли проведена масштабная модернизация материально-технической базы строительных организаций, в отраслевой промышленности реализован ряд крупных инвестпроектов, что позволило значительно увеличить производственные мощности.

Выручка предприятий строительной отрасли выросла по сравнению с 2018 годом на 112,3%. Темп роста производительности труда (по выручке) за 2019 год составил 114,3% к 2018 году.

Успешно реализована программа жилищного строительства. В эксплуатацию введено 4061,95 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что составляет 101,5% к уровню годового задания.

Доля жилья, построенного в энергоэффективном формате, превысила 90-процентный рубеж и по итогам 2019 года составила 91,0%.

Понятие улучшения жилищных условий напрямую связано с социальной политикой государства. Одна из первоочередных задач – обеспечить жильем нуждающихся. В Беларуси гражданам, претендующим на улучшение своих жилищных условий, предоставляются льготные кредиты.

Только в январе – мае 2020 г. для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, построили 460,1 тыс. кв. м, что составляет 35,3% от всего объема строительства. При этом с использованием государственной поддержки с января по май было построено 352,1 тыс. кв. м жилой недвижимости – около 27% от общего количества введенного жилья.

В республике удалось выстроить концепцию действий по тарифам на услуги жилищно-коммунального хозяйства и системе усиления государственной поддержки населения при их оплате.

Несмотря на происходящий в последние годы рост стоимости услуг ЖКХ, их оплата занимает относительно невысокий удельный вес в доходах белорусских семей. В 2019 году на эти цели из семейного бюджета тратилось в среднем 4,3% (при двух работающих и получающих среднереспубликанскую заработную плату). Жители соседней Прибалтики отчисляют на коммунальные расходы почти 20% ежемесячного заработка, среднестатистический россиянин тратит на коммунальные платежи 10,9% бюджета семьи, украинец – 17% доходов.

Жилищный фонд страны насчитывает свыше 1,5 млн жилых домов. В частной собственности граждан и юридических лиц находится порядка 95% всего жилья (в 2015 году частный жилищный фонд составлял 93%).

С 1 января 2020 г. вступил в силу Жилищный кодекс в новой редакции, позволяющий обеспечить развитие альтернативного механизма улучшения жилищных условий граждан (лизинга) без государственных преференций, а также реализовывать жилищную политику государства без ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Защита окружающей среды одна из основных тем в мировом сообществе. За последние 5 лет значительно расширена и модернизирована система раздельного сбора и сортировки твердых коммунальных отходов и заготовки вторичных материальных ресурсов. Создано 76 пунктов приема вторичного сырья, 25 линий сортировки ТКО и ВМР, введены в эксплуатацию мусоросортировочные заводы в Гродно и Минске.

В результате комплексной и системной работы объемы сбора ВМР в Республике Беларусь в 2019 году по сравнению с 2014 годом выросли в 1,4 раза, а уровень использования ТКО составил 22,5%. В 2020 году планируется достичь уровня использования ТКО не менее 25% от объема их образования.

В республике обеспечена 100-процентная доступность населения к питьевой воде. Все регионы и большая часть города Минска обеспечиваются водоснабжением из подземных источников, что позволяет получать качественную воду.

По данным Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Беларусь входит в первую двадцатку стран по обеспеченности доступа населения к чистой воде.

Торговля сегодня занимает одну из лидирующих позиций в структуре валового внутреннего продукта страны – порядка 10%. Это стабильно 2-е место среди отраслей экономики.

В последние годы в Республике Беларусь торговля развивается быстрыми темпами. Активно формируется инфраструктура, открываются новые современные торговые центры: по данным статистики, только за последние 5 лет число торговых объектов в республике увеличилось более чем на 10 тыс. единиц и составило свыше 65 тыс. объектов, а розничный товарооборот в сопоставимых ценах вырос в 1,4 раза.

Доля частных предприятий (по природе своей более гибких) в розничной торговле особенно велика. Так, сегодня процент в товарообороте государственных организаций составляет лишь меньше 10% (9,8%). Высока доля организаций с иностранным капиталом, которая составляет в товарообороте уже почти 25%.

Торговые отношения Беларусь поддерживает почти со всеми государствами мира. Основными торговыми партнерами республики являются Российская Федерация (по данным за

2019 год – 49,2% от всего объема товарооборота), Украина (8,1%), Китай (6,2%), Германия (4,2%), Польша, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (по 3,6%), Литва (2%), Нидерланды (1,7%), Казахстан (1,4%).

Растет место и роль страны на международном рынке услуг. По сравнению с 2015 годом их экспорт увеличился более чем

в 1,4 раза.

Развитие культуры сегодня является одним из приоритетов государственной политики. Большое внимание уделяется реставрации и сохранению памятников архитектуры, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Устанавливаются новые памятники и культурные объекты.

За последние 5 лет увеличено число нематериальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь,

с 76 до 128 элементов.

В 2019 году в целом по республике увеличилось количество посещений организаций культуры на 8,1% к уровню 2015 года и количество посещений музеев – на 8,2%.

Традиционно большое внимание в стране уделяется развитию спорта. В систематические занятия физической культурой и спортом в 2019 году вовлечено 24,8% населения страны.

Для обеспечения физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в городах и районах созданы и функционируют 143 городских, районных физкультурно-оздоровительных центра, центра физкультурно-оздоровительной работы, физкультурно-спортивных клубов.

В 2019 году белорусскими спортсменами на официальных международных спортивных соревнованиях завоевано 843 медали.

На II Европейских играх, состоявшихся в Минске в июне 2019 года, белорусской сборной было завоевано 69 медалей – 24 золотые, 16 серебряных и 29 бронзовых. В крупнейшем мультиспортивном форуме континента приняли участие более 3500 спортсменов из 50 стран: они разыграли 200 комплектов наград в 15 видах спорта.

На летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро белорусские спортсмены завоевали 9 медалей: 1 золотую, 4 серебряные, 4 бронзовые медали.

На XXIII зимних Олимпийских играх 2018 года, которые прошли 9–25 февраля в южнокорейском Пхенчхане, команда нашей страны была представлена в 6 видах спорта. В активе белорусских спортсменов 2 «золота» и 1 «серебро». Награды высшей пробы завоевали: фристайлистка Анна Гуськова в лыжной акробатике и биатлонистки Надежда Скардино, Ирина Кривко, Динара Алимбекова и Дарья Домрачева в эстафете, «серебро» у Дарьи Домрачевой в масс-старте.

свернуть

Вышэйстаячае кіраўніцтва

Федерация профсоюзов Беларуси

г.Минск, проспект Победителей, 21, 220126

e-mail: contact@fpb.by, сайт www.1PROF.BY

Председатель Юрий Алексеевич Сенько

приемная 8-017-203 88 13,

 главное управление юридической работы и правового обеспечения

8-017-203 87 71,

главный технический инспектор труда 8-017-203 97 69

 

Гродненское областное объединение профсоюзов

г. Гродно, ул. Советская, 4, 230023, тел/факс: (8-0152) 72-32-81

e-mail: grodno@fpb.by; сайт www.grodno.1prof.by

Председатель Козелков Борис Николаевич

Заместитель председателя Адамонис Леонид Вацлавович

 

Центральный комитет

Белорусского профессионального союза

работников образования и науки

г.Минск, проспект Победителей, 21, 220126

 e-mail: wr@estu.by; сайт www.estu.1prof.by;

8-017-203 81 58 – Якубович Татьяна Романовна, председатель ЦК.

8-017-203 81 58 – Бойко Александр Александрович, Главный Советник.

8-017-204 89 56 – Ильина Валентина Алексеевна, заместитель 

               председателя.

8-017-209 42 74 – Бунчукова Елена Ивановна, главный бухгалтер.

8-017-306 26 47 – Герасимович Валентина Григорьевна, заведующий                      отделом социально-экономической работы. 

8-017-203 81 39 – Василевич Оксана Владимировна, заведующий отделом

                              организационной работы.

8-017-203 81 22 – Лесун Марина Леонидовна, главный технический

                инспектор труда.

8-017-203 81 18 – Манюк Лариса Васильевна, главный правовой инспектор

               труда.

8-017-203 81 34 – Маняк Наталья Иосифовна, ведущий специалист.

8-017-226 80 58 – Каменко Наталья Леонидовна, заведующий отделом по

               культурно-массовой и международной работе.

8-017-226 80 58 - Горбачев Дмитрий Владимирович, главный специалист

               по работе с молодежью.    

                     

 Гродненский областной комитет Белорусского профсоюза работников образования и науки

    г. Гродно, ул.Советская,4, 230023.

Сайт ОК: www.profobr-grodno.by, e-mail: grodno_edu@mail.ru

8-0152 -74-00-79 - Гришечко Вера Викторовна, председатель обкома

                профсоюза.

8-0152 -74-36-68 - Грецкая Наталья Валерьевна, главный правовой

                 инспектор труда.

8-0152 -74-36-62 - Венцкович Елена Антоновна, главный технический

                инспектор труда(0,5), заведующий социально-

                экономическим отделом (0,5).

8-0152 -77-00-19 - Сидляревич Людмила Станиславовна, главный

                бухгалтер.

8-0152 -74-36-62 - Абрикосова Татьяна Бенедиктовна, главный специалист

                по организационной работе.               

8-0152 -74-36-57 - Брусницына Ирина Анатольевна, главный специалист по

                информационной работе.      

                               Наруш Николай Георгиевич, водитель.   

свернуть

Гарачыя лініі па новай сістэме аплаты працы бюджэтнікаў

Профсоюзные горячие линии по новой системе оплаты труда бюджетников начинают работу 23 января 2020 года

Обратившиеся могут задать интересующие вопросы или сообщить о спорных моментах, связанных с переходом с 1 января на новую систему оплаты труда работников бюджетных организаций. Работа таких линий поможет проконтролировать правильность применения нанимателями новой системы и своевременно среагировать на возникающие спорные ситуации на местах.

Горячие линии также будут работать во всех отраслевых профсоюзах и районах.

При обращении на "горячую линию" гражданин должен сообщить свою фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), данные о месте жительства и (или) работы (учебы), а представитель юридического лица - фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), наименование представляемого им юридического лица и его юридический адрес, изложить суть обращения.

При отказе лица, обратившегося на "горячую линию", сообщить сведения, указанные в части первой настоящего пункта, ему сообщается, что обращение анонимное, и ответ на такое обращение не дается.

График работы горячих линий и номера телефонов в Гродненской области:

Гродненская областная организация Белорусского профсоюза работников образования и науки - 8-0152-74-36-62 (понедельник с 14.00 до 16.00, вторник с 14.00 до 16.00, четверг с 14.00 до 16.00)

Центральный комитет Белорусского профсоюза работников образования и науки – 203-97-18

Гродненское областное объединение профсоюзов - 8-0152-62-44-56 (понедельник с 10.00 до 12.00, среда с 14.00 до 16.00),

Гродненская областная организация Белорусского профсоюза работников здравоохранения - 8-0152-62-44-31 (вторник с 10.00 до 12.00, четверг с 10.00 до 12.00, пятница с 14.00 до 16.00)

Гродненская областная организация Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений - 8-0152-62-44-73 (понедельник с 14.00 до 16.00, среда с 10.00 до 12.00, пятница с 14.00 до 16.00)

Гродненская областная организация Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма - 8-0152-62-42-10 (вторник с 14.00 до 16.00, среда с 14.00 до 16.00, пятница с 10.00 до 12.00)

Новогрудская районная организация Белорусского профессионального союза работников образования и науки – 8-015-97-4-55-25 (вторник с 14.00 до 16.00, среда с 14.00 до 16.00, пятница с 10.00 до 12.00)

свернуть
2024
апрель
24 апреля, среда

Александр Лукашенко открыл Всебелорусское народное собрание

подробнее...
5 апреля, пятница

Председателем Федерации профсоюзов Беларуси избран Юрий Сенько

подробнее...